СТАТЬИ И АНАЛИТИКА

Украинская индустрия алкогольных напитков возвращается

Спрос на напитки и их потребление в Украине продолжает расти, что происходит несмотря на продолжающуюся войну с Россией и сложную экономическую ситуацию в стране.

Согласно недавнему исследованию, совместно проведенному Ассоциацией ритейлеров Украины (РАУ) и украинской аналитической компанией Num8erz, в 2023 году украинцы перешли от более легкого алкоголя к более крепким спиртным напиткам.

Это привело к снижению потребления вина и игристых вин на 10% в сравнении с 2022 годом, при одновременном росте спроса на текилу, водку и ром, на аналогичные 10%.

Джин

По данным RAU, наибольший рост спроса наблюдался в категории джина. В этом году рост рынка продолжается, несмотря на действующие жесткие правила продажи алкоголя в Украине (ограничение продаж в вечерние часы и запрет на продажу военным).

Одной из важнейших тенденций рынка также является значительная доля отечественных брендов, особенно имеющих ярко выраженный патриотический профиль.

Несмотря на то, что Украина долгое время страдала высокой долей нелегальных и фальсифицированных алкогольных напитков, в последние годы ситуация несколько изменилась. Сейчас украинский рынок переживает постепенную трансформацию, которая предполагает увеличение доли качественных напитков и постепенный уход с рынка некачественного и фальсифицированного алкоголя, хотя этот процесс может длиться годами.

Вино

В основном данная тенденция наблюдается в рыночном сегменте вин, в котором благодаря законопроекту о винограде и продукции виноградарства, принятом Верховной Радой Украины 9 августа 2023 как основу для развития украинского виноделия, этот закон ужесточил требования и государственный контроль за производством вина в Украине.

По мнению экспертов издания «Фокус», внедрение законопроекта и всеобщее усиление государственных требований в сфере напитков в стране будет способствовать росту цен на большую часть местного ассортимента.

В то же время, рост цен также будет спровоцирован постоянно растущими затратами на производство в Украине, прежде всего энергоресурсов, и планами правительства повысить акцизы на алкогольные напитки по стандартам ЕС.

Минимальные цены

Также правительство планирует повысить минимальные розничные цены на некоторые категории напитков, что может привести к падению продаж – прежде всего напитков высокого и среднего ценового сегмента рынка.

Поскольку нынешняя экономическая ситуация в Украине остается сложной, аналитики ожидают переход местных потребителей на недорогой алкоголь в течение 2024-2025 годов.

Однако, несмотря на растущее давление со стороны государства, большинство специалистов прогнозируют рынку в этом году в целом «радужные» перспективы, а наиболее перспективным сегментом рынка являются крепкие напитки, и в первую очередь водка.

Водка и пиво

В 2022 году производство водки в Украине упало на 13%, но с этого времени сегмент полностью восстановил свои позиции. В 2024 году производство водки, вероятно, превысит показатели 2021 года. Это также происходит благодаря расширению ассортимента украинских производителей за счет производства так называемых «патриотических напитков», которые пользуются достаточно высоким спросом среди потребителей и остаются одними из основных драйверов продаж и в настоящее время.

Интересная динамика наблюдается и на пивном рынке Украины. Согласно предварительным исследованиям RAU и NielsenIQ, малым и средним пивоварням удалось увеличить продажи во время войны – с ростом до 9% ежегодно – при этом рост наблюдался и у крафтовых пивоварен.

В то же время крупные игроки, особенно транснациональные корпорации, больше пострадали от нынешней войны с Россией, поскольку многие их производства были закрыты на определенный период времени.

Экспорт

Особые надежды также возлагаются на увеличение экспорта напитков из Украины.

В 2022 году экспорт напитков из Украины упал более чем на треть по сравнению с 2021 годом, но крупные компании, такие как Global Spirits и Bayadera, увеличили продажи и открыли новые рынки для своего бизнеса.

Официальные результаты экспорта за 2023 г. еще не опубликованы, но, по словам представителей местных производителей и аналитиков, экспортный рынок практически полностью восстановился к довоенному периоду и демонстрирует рост.

Поддержка

По словам Евгения Черняка, основателя Global Spirits, рост популярности и все возрастающая поддержка Украины по всему миру привели к росту экспорта ее напитков.

Как он также добавил, в случае с Global Spirits только на рынке США рост экспорта составил +21%. Приблизительно такая же ситуация и с компанией «Баядера», второй по объемам экспортером и производителем водки и вина в Украине. В 2022-2023 годах общая экспортная выручка от поставок вина и водки выросла на 1,4%, а годовой объем продаж оценивается примерно в 200 млн. грн. (4,92 млн. долларов США).

Что касается водки, то сейчас доля «Баядеры» на экспортном рынке украинских напитков составляет 23%. Как Bayadera, так и Global Spirits открыли новые дистрибьюторские офисы во многих странах ЕС и Северной Америки после российского вторжения 24 февраля 2022 г., включая Польшу, Германию, Исландию, Швецию, Италию и Канаду, и значительно усилили свое внешнее присутствие.

Падение

В целом, украинский рынок алкогольных напитков столкнулся с резким падением вскоре после начала российского вторжения. По данным украинских крупных производителей, в 2022 году их продажи упали на 35-40%.

Больше всего пострадала категория вина (на 53%), а продажи водки упали на 28%. В основном это было связано с тем, что многие женщины – традиционные потребители вин, покинули Украину во время войны.

Однако ситуация в 2023-2024 годах в целом стабилизировалась благодаря возобновлению производства и увеличению спроса, в то время как рынок почти достиг своих довоенных показателей.

Аналитический обзор подготовлен и опубликован изданием The Drinks Business

Все фото и видеоматериалы получены из открытых публичных источников, представлены исключительно в ознакомительных целях и принадлежат их Владельцам