СТАТЬИ И АНАЛИТИКА

Шарики для питья

Журнал «Власть денег», ноябрь 2013 года

Чайные пузыри, в отличие от финансовых, лопаясь, доставляют потребителям удовольствие — в этом пытаются убедить украинцев создатели коктейлей bubble tea. Предприниматели, сделавшие ставку на продажу новой фишки, утверждают, что по-настоящему напиток в стране распробуют ближе к весне-лету.
Тайваньский коктейль на основе чая с добавлением фруктовых сиропов, молока и вязких шариков тапиоки начал покорять Европу три года назад. В прошлом году в 80-миллионной Гер­мании, по данным компании Рossmei (крупнейший мировой поставщик ингредиентов и оборудования для bubble tea), было продано больше 48 млн порций коктейля. Апогеем популярности напитка в Старом мире считают его введение в меню гиганта фаст­фуда McDonald’s в той же Германии.
В Украине же напиток появился еще раньше, в 2008 году. Как утверждает Олег Сабай, руководитель проекта bubbletea.ua, он был первым на постсоветских просторах, кто предложил соотечествен­никам диковинный напиток и даже консуль­тировал старт подобных проектов в России.

Сегодня на отечественном рынке присутствует четыре доморощенных игрока и заведения, работающие по российской франшизе: всего открыто до 20 специализирующихся именно на bubble tea точек в Киеве, Одессе, Ялте, Мариуполе, Харькове.

Сидя, стоя, на бегу?

Стартовые инвестиции в проект зависят от формата заведения. Дешевле всего открывать точку продажи напитков в уже функционирующем кафе.

Бюджет такого проекта — до $3 тыс., из них стоимость специального шейкера и упаковочного аппарата для напитков — по $1000, еще тысячу долларов придется потратить на начальную партию ингредиентов (сиропов, шариков тапиоки, чая), стаканчиков и толстых пластиковых трубочек.

Открытие «островков» в ТРЦ обойдется в сумму до $15000, так как подразумевает дополнительные траты на кассовый аппарат, генератор льда, первоначальную аренду и др.

Инвестиции в открытие полноценного кафе площадью до 50 кв. м. составят $45-55 тыс. Время окупаемости проекта от месяца до двух лет: зависит оно прежде всего от удачного место­рас­положения. При этом все отечественные игроки разработали франчайзинговые программы под разные форматы.

Олег Сабай считает формат специа­лизированного на bubble tea кафе самым перспективным.

«Банальные «островки» не раскрывают потенциал коктейля. Главная аудитория напитка — молодые люди, которые хотят провести тут время после занятий, пообщаться. Им близок именно барный формат. У обычных же спотов не только негде посидеть, но и бармен часто не справляется с наплывом посетителей, например, перед показом фильма образуются очереди», — поясняет он свою точку зрения.

Себестоимость одного коктейля (0,5 л) по данным Олега Сабая — 8 грн., а цена розничной про­дажи колеблется от 23 до 39 грн. Таким образом, рентабельность проекта по продаже bubble tea может достигать 300%. Одна точка обслуживает от 30 до 300 покупателей в день, спрос в выходные, как правило, в 3-4 раза выше, чем в будние.

Кому чаю

«В Украине коктейль пока только становится узнаваемым и главным образом — за счет «сарафанного радио», — считает Мила Пятница, директор по развитию сети Pearl Tea. Жемчужный чай (Донецк).

«Но у нас уже много постоянных клиентов. К примеру, в день открытия подошел мужчина с сыном и дочкой. Оказалось, девочка работает моделью и часто ездит на показы в Китай. Она была знакома с напитком и хотела, чтобы папа и брат попробовали… Купили по коктейлю и через пару часов вернулись приобрести еще. Приходят очень часто, уже и маму приводили. Бывало, что и бабушки с дедушками, попробовав напиток за компанию с внуками, возвращались насладиться коктейлем уже без детей», — иллюстрирует механизм формирования клиентуры Даниил Витько, основатель и руководитель проекта Bubbleboom.

Однако, по мнению экспертов, точкам по продаже bubble tea не стоит ограничиваться только напитками. «Сегодня притязательный покупатель практически всегда ожидает ассортиментного предложения, и эти ожидания необходимо оправдать», — считает Анатолий Мошкович, руководитель проектов компании SID-Consulting Group (ресторанный консалтинг и управление проектами).

Именно поэтому многие точки продают сладости к напиткам: популярные нынче миниатюрные капкейки и макаруны (подробнее — см. «Кулинарная миниа­тюра», «ВД»).

Но эксперты считают этот вариант самым простым и не очень удачным. К примеру, Олег Сабай разрабатывает концепцию кафе bubble tea, где все сладости будут иметь круглую форму, как и шарики тапиоки, задающие тон в заведении. А Аревик Арзуманова, ресторанный обозреватель сити-гайда gloss.ua, считает, что «так как bubble tea — продукт из Азии, то расширять линейку ассортимента стоит азиатскими снэками-десертами: моти или оригинальными сладостями — печеньем с васаби, имбирем».

При этом большинство игроков ориентируются прежде всего на детей от пяти и девушек до 25 лет. У каждой воз­растной группы — свои фавориты среди напитков. «Например, классический bubble tea (чай, молоко, тапиока) чаще выбирают взрослые, а фруктовый — однозначный лидер среди детей», — поясняет Даниил Витько.

Предполагаемую сезонность бизнеса игрокам удалось нивелировать с помощью введения в меню горячих напитков с шариками тапиоки. «К примеру, в сентябре этого года, когда было доста­точно холодно, спрос на теплый bubble tea увеличился приблизительно в два раза», — объясняет специфику предприниматель.

Рецепт успеха

Наиболее эффективным каналом ком­муникации игроки считают локальную рекламу. «Если мы проводим какую-то акцию, размещаем баннеры. Люди, которые прогуливаются по ТРЦ, видят что-то новое, а возможность попробовать уникальный напиток со скидкой мотивирует их купить его. Социальные сети же скорее формируют лояльность к бренду», — рассказывает Даниил Витько.

Артур Амиров, исполняющий обязанности дирек­тора компании Bobo Bar, к перечню эффективных рекламных ходов добав­ляет и раздачу флаеров, работу анима­торов на точках, акции и публикации материалов в сити-гайдах в рубрике «куда пойти».

Открывать точки по продаже bubble tea лучше всего в городах-миллионниках, считает Аревик Арзуманова. «Тут высок процент обеспеченных людей, которые составляют целевую аудиторию продукта, — именно они рассматривает еду и напитки не только как способ утолить голод, но и как удовольствие, и поэтому готовы платить за новое», — пояснила она.

Самыми удачными местами в городе для старта точек Анатолий Мошкович считает места большого скопления людей, улицы со значительным пешеходным трафиком.

Олег Сабай отмечает, что также успешны и сезонные проекты. К примеру, прошлым летом в Судаке предприниматель консультировал точку, которая во время наплыва отдыхающих ежедневно обслуживала до 300 покупателей (пока «потолок» величины спроса даже для столичных заведений).

Тем не менее игроки настроены оптимистично: через год они ожидают увеличения спроса по разным оценкам на 60-300%. Анатолий Мошкович считает такие прогнозы вполне оправданными.

«Скорее всего, ближайшие несколько лет на рынке приготовления bubble tea может произойти увеличение покупательского спроса в разы, как это и было за рубежом (Россия, США, Китай, Тайвань, Великобритания, Германия и т. д.). Но со временем останется только несколько сильных игроков, аналогично рынку энергетических напитков с подобной целевой аудиторией новаторов», — резюмировал он.