Рецепт прилагается

Журнал «Власть денег», №49, Декабрь 2012 года, Киев

Киевский предприниматель Денис Дубина зарабатывает на стремлении людей приобщиться к изысканной кухне, но не желающих покидать собственный дом. Таким тяжелым на подъем клиентам он предложил сервис по доставке необходимых продуктов и рецептов.

О своем бизнесе Денис Дубина говорит просто: «он мне пришелся по вкусу». И ничуть не лукавит. У выпускника Киевского политеха и логиста с 10-летним стажем было давнее хобби – приготовление еды. Так что когда случайно на одном из бизнес-форумов наткнулся на обсуждение сервиса, облегчающего жизнь таким, как он – «импровизаторам» на кухне, с легкостью сменил профиль деятельности. Так в стране появился новый онлайн-сервис – «Продуктор».

Доверься мне

Если набор пришелся по душе, достаточно оформить заказ на сайте проекта и на следующий день получить на дом расфасованные продукты – из расчета две порции каждого блюда. К полному набору ингредиентов прилагаются рецепты пошагового приготовления. «Мы продаем услугу, а не просто набор продуктов. Наш сервис избавляет клиентов от совершения импульсивных покупок в супермаркете, позволяя получить именно то количество продуктов, которое необходимо для приготовления предложенных блюд», – объясняет г-н Дубина, почему, независимо от рецептуры яств, его сервис обходится в 399 грн.

Примечательно, что на сайте «Продуктора» не указаны ни размеры порций, ни места приобретения ингредиентов. Но предприниматель утверждает, что это не изъян, а наоборот, фишка. «Клиент должен довериться нам, нашей кухне и нашему вкусу», – поясняет он.

Этот вкус репрезентируют три блюда. Их выбор Денис Дубина оставляет за собой. Новая неделя – новое меню. При его составлении Денис придерживается двух правил: блюда должны быть изысканными, но, в то же время, простыми в приготовлении. Поиск таковых ведется по всем возможным направлениям, включая специализированные интернет-форумы.

После отобранные рецепты предприниматель воплощает в жизнь, и если доволен результатом, блюдо включает в меню. Элемент творчества присутствует постоянно, поскольку, как признается сам Денис, ему нередко приходится адаптировать процесс приготовления, делая его понятным неофитам стряпни.

Кухня кухни

Возможно, крутого поворота в карьере Дениса Дубины и не было бы, если бы не успешный пример брата, которому удалось создать и раскрутить один из онлайн-ресурсов для молодых родителей klumba.ua. Сумму первоначальных инвестиций наш герой не назвал, уточнив лишь, что большая часть средств была потрачена на промо-кампанию онлайн (реклама в интернете, продвижение в поисковиках). Вложенные средства, по его оценкам, должны окупиться в течение года-по­лутора. В то же время Андрей Хорсев, управляющий партнер «Студии 908″, которая инвестировала в «Продуктор» и klumba.ua, признался «ВД», что вложил в проект $20 тыс., получив взамен 10%.

Запуск аналогичного проекта в Москве «Радость приготовления» весной сего года, обошелся инвесторам в сумму $125 тыс. «Стартовые инвестиции уходят на оплату аренды помещения. Это может быть кухня бывшего кафе, пиццерии или пекарни. Также придется потратиться на оборудование для хранения, сборки и упаковки (холодильники, шкафы, столы, ножи, разделочные доски и т. п., вакуумные упаковщики и пр.), а также на наем и обучение сборщиков и технолога», – поделилась с «ВД» Ирина Назарова, основательница проекта poradovat.ru.

Российский проект, как и отечественный, предусматривает закупку продуктов в розничных торговых сетях. В перспективе Денис Дубина планирует расширить перечень поставщиков за счет фермеров и частных фермерских хозяйств, но в таком случае качество продуктов необходимо будет проверять в лабораториях, что, по мнению предпринимателя, при нынешних объемах продаж экономически нецелесообразно.

Помимо самого предпринимателя, занятого разработкой меню, обработкой заказов и логистикой, в проекте задействованы еще два сотрудника – закупщик продуктов и курьер. Дополнительных сервисов «Продуктор» клиентам пока не предлагает. А вот на сайте российских коллег есть опция, позволяющая клиентам приобрести сопутствующие товары и продукты: приправы, посуду, а также аксессуары для кухни. По оценкам Анатолия Мошковича, руководителя проектов компании «СИД-Консалтинг групп» (ресторанный консалтинг и управление ресторанными проектами), такие товары могут обеспечивать до 25% общего дохода.

Кто к плите?

Бизнес-модель «Продуктора» не ноу-хау и успешно работает в Европе, США, России. По данным российского журнала «Гастрономъ», авторство идеи подобного сервиса принадлежит жительнице Швейцарии Лайме Тикуйшене, которая предложила своим соотечественникам такую услугу еще в 2009 году.

Впрочем, Денис Дубина не перенимал иностранный опыт безоглядно. Во-первых, зарубежные компании в основном ориентированы на постоянных клиентов. Некоторые из них даже работают по системе абонементов.

Во-вторых, часть иностранцев предлагает блюда на выбор, предоставляя, таким образом, возможность заказчику формировать собственное меню. И, наконец, большинство позиционируют свой сервис как услугу для тех, кто заботится о здоровом питании. Однако на постсоветском пространстве процент тех, кто принципиально отказался от фастфуда в пользу здорового питания, еще незначителен, чтобы формировать вокруг сервиса стабильную аудиторию.

И хотя г-н Дубина в будущем хотел бы видеть свой сервис «подписочным», то есть обслуживать постоянных клиентов, пока он ориентирован в основном на «молодых людей до 30 лет, которые любят пробовать что-то новое и экспериментировать, а также на тех, кто хотел бы удивить гостей блюдами собственного приготовления». Постоянными предприниматель пока что может назвать половину своих заказчиков, впрочем, их количество не разглашает.

Эксперты ресторанного бизнеса, опрошенные «ВД», скептически оценивают перспективы стартапов, подобных «Продуктору». Главная причина – узость ниши. Ольга Насонова, генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг», считает, что проекту будет сложно найти «своего» клиента.

«У нас 98% людей не любят готовить. 2%, для которых кухня – увлечение, не доверят кому-то выбирать продукты к столу. Для них покупка продуктов – это обязательная часть процесса. Более того, с ростом доходов люди, прежде всего, желают освободить себя от бытовых хлопот: им проще и приятней пойти в ресторан или нанять домохозяйку, чем стоять у плиты», – говорит г-жа Насонова.

Анатолий Мошкович считает, что в домашних условиях все же трудно приготовить блюдо на уровне ресторана: «Дома у нас нет не только шеф-повара – профессионала, но и всего разнообразия кухонной техники. В результате услуга может быть интересна тем, кто хотел бы разнообразить свой рацион, но для такой аудитории это скорее разовая услуга».

Ирина Назарова по отношению к своему детищу настроена куда более оптимистично. «Мы считаем, что значимость собственно потребительских продуктов в современном обществе падает. В век информации люди ценят общение и вовлеченность в процессы.

В частности, возможность делать что-то самому и видеть результат», – поясняет «ВД» московский стартапер. В этом смысле очень уместными выглядят планы московской предпринимательницы не ограничиваться интернет-рекламой, а активно участвовать в lifestyle мероприятиях и организовывать свои, а также в будущем передать право выбора новых блюд клиентам, тем самым вовлекая их в проект и делая его более социальным.

Похоже, успех бизнес-проектов «приготовь сам» напрямую зависит от того, сумеют ли сами предприниматели сформировать у своей потенциальной аудитории желание не просто постоять у плиты, а именно покреативить.

Валентина Кузык, «Власть денег»