СТАТЬИ И АНАЛИТИКА

Регионы Украины – Инвестиции

Журнал «БИЗНЕС» №29/964 от 18.07.2011, Киев

Насколько, по Вашим данным, насыщен рынок Киева и Киевской области заведениями общепита различных форматов?

Чаще всего звучат оценки насыщенности ресторанного рынка или рынка общественного питания, исходя из сравнительных характеристик количественной наполненности рынков других европейских стран заведениями общественного питания. Более правильным подходом, при попытке оценки насыщенности рынка,оценочные характеристики должны быть привязаны к существующей покупательской способности и соответствующей емкости (объемам) рынка. И именно, в этом существует достаточно серьезная диспропорция — нельзя напрямую сравнивать количество заведений в Праге и Киеве, существует слишком большая текущая разница в покупальской способности и соответствующих, объемах рынков.

Если говорить о форматах заведений общественного питания – проще и правильнее делать оценку в привязке к уровням аудиторий для этих форматов и возможных прогнозов по ним. Условно, Гостевую аудиторию можно разделить на три основные группы, исходя из уровней покупательской способности: «средний», «средний плюс» и «высокий».

Естественно, что желание войти в премиальный сегмент и работать на аудиторию с высоким уровнем дохода, присутствует у очень многих заведений, но данный рыночный сегмент достаточно не велик в Киеве и на текущий момент заполнен, по нашим оценкам, достаточно плотно. Значительно меньшая насыщенность в Киевской области, но востребованность такого уровня проектов, там значительно меньше и зачастую, для крупных Проектов, идет «маркетинговая привязка» или к Киеву, или к другим крупным городам.

Значительно привлекательнее и перспективнее с точки зрения развития, выглядят сегменты «средний» и «средний плюс», о чем говорит интенсивное развитие проектов в данном сегменте. Но, к сожалению, и здесь достаточное количество «подводных камней». При оценках емкости рынка – в период 2009-2010 гг., сокращение потребительского спроса, именно, в этих сегментах оценочно сократилось на 40-60% и сейчас, постепенно, восстанавливается.

В итоге, я думаю, что возможно говорить о том, что насыщенность ресторанного рынка Киева находится, в целом, на среднем или несколько выше среднего уровня и имеет перспективные возможности к дальнейшему наполнению, особенно в среднем покупательском сегменте. Регионы, также интересны и могут обладать, при правильной и сбалансированной бизнес-модели, еще более динамичными перспективами.

По Вашим данным, недостаток объектов HoReCa каких форматов сейчас ощущается в регионе? О каких суммах инвестирования в них может идти речь?

Формат Проекта (если речь не идет о формате обслуживания) – это чаще всего правильно (конечно, если правильно  ) подобранная и разработанная маркетинговая стратегия для успешного развития Заведения, в остальном – это «форматообразующее» подразделение весьма условно. Приставка «кафе» к
названию, на вывеске заведения, абсолютно не говорит о том, что в меню не будут представлены лобстеры или другие гастрономические изыски.

Если говорить о Киеве, скорее всего, и дальше будет идти интенсивное развитие Проектов для «среднего» и «среднего плюс» покупательских сегментов. В области – Проекты абсолютно всех направленностей, в том числе и «премиальные».

Объемы инвестирования, в целом остались примерно на уровне прошлого года (мы не рассматриваем стоимость самих объектов недвижимости) и может составить $1000-$1500 за кв.м. для ресторанных Проектов на 300-350 кв.м. Эта же стоимость возможна и для области, с незначительными расхождениями, в привязке к возможным затратам на логистику.

Корреспондент еженедельника «БИЗНЕС»
Элина Московчук