Евро под пиво

Журнал «Власть денег» №43, Октябрь-Ноябрь 2011 года, Киев

В период футбольного чемпионата пиво заменяет болельщикам еду. Для спортбаров и пабов это отличный шанс заработать. Как создать в своем заведении дружественную и «доходную» атмосферу  — выясняла «ВД».

Анри Льоро, житель па-рижского пригорода, приехал в Донецк минувшей весной «на разведку». Дело в том, что его отец собирается посетить Украину во время футбольного чемпионата Евро-2012 — и молодой француз решил посмотреть, что у нас и как, наладить контакты с местными жителями, дабы составить для отца список проверенных достопримечательностей, музеев и заведений общепита.

По словам Александра Мельникова, собственника первого в Донецке спортбара «Свой», француз нашел его заведение через поисковик благодаря мультиязычному сайту. «Мы сразу же подарили ему карту города, небольшой «футбольный» сувенир и буклет о парке кованых фигур в Донецке. Он был удивлен таким радушием и обещал обязательно рекомендовать нас отцу. Так что, по крайней мере, один болельщик уже за нами»,  — шутит г-н Мельников.

Готовь сани
Только в Киеве, по данным портала beerplace.com.ua, более двухсот спортбаров и пабов, а учитывая популярность «пивных» мест у украинцев, дефицита их не ощущается в любом городе. Поэтому эксперты сомневаются в целесообразности открытия подобных заведений с прицелом на чемпионат. В то же время футбольный праздник окажется благодатной порой практически для всех пивных заведений. Если, конечно же, те правильно используют возможности и будут вести грамотную конкурентную войну.

В спортбаре «Свой» начали готовиться к предстоящему футбольному чемпионату еще… год назад и даже разработали свою стратегию продвижения бара среди иностранцев. «В преддверии домашних матчей местного «Шахтера» мы размещаем информацию о нашем спортбаре на форумах болельщиков команды-соперника и, конечно же, приглашаем в наше заведение», — говорит Александр Мельников. Сайт донецкого спортбара доступен на шести языках. Но это скорее исключение из правил: отечественные игроки традиционно недооценивают возможности интернета.

К примеру, Михаил Кополовец, заместитель директора харьковского спортбара Elion, считает, что для привлечения иностранцев достаточно английской версии сайта, а Александр Герасимов, директор харьковского спортбара Fcafe, уверен, что отсутствие сайта для его бара вполне компенсирует удачное месторасположение — прямо на стадионе «Металлист». В то же время Ольга Насонова, директор компании «Ресторанный консалтинг», советует не пренебрегать возможностями Всемирной паутины и считает наличие сайта для заведения, которое ожидает иностранного гостя, обязательным. «Безусловно, следует заняться раскруткой сайта через поисковики, а также «засветиться» на популярных всемирных ресурсах для путешественников, таких как tripadviser.com», — советует эксперт.

За подготовкой виртуального подспорья к Евро не стоит забывать и о вполне реальных апгрейдах. Для баров и пабов, которые рассчитывают на иностранного гостя, обязательным является меню на английском и англоговорящие официанты. Александр Мельников уже решил для себя эту проблему, наняв в штат студентов лингвистических факультетов, каждый из которых владеет, по крайней мере, тремя языками на разговорном уровне. Предприниматель также планирует к чемпионату разработать «национальное» меню, поскольку, по его мнению, украинские блюда будут пользоваться повышенным спросом у болельщиков.
Андрей Станкевич, директор ирландского паба «Дублин» во Львове, планирует организовать в пабе своеобразные «фан-зоны» для болельщиков из разных стран. «Мы собираемся разделить паб на уголки для поклонников национальных команд, украсив каждый соответственной атрибутикой. Это должно создать особенную атмосферу, подобную той, которая царит на стадионе», — уверен г-н Станкевич.

Ольга Насонова советует обратить внимание на дополнительные источники заработка — и организовать при баре или пабе небольшой магазин сувенирной продукции и футбольной атрибутики. Тем не менее пока что большинство опрошенных «ВД» управляющих и владельцев спортбаров и пабов в преддверии чемпионата планируют ограничиться ремонтом и осторожно рассуждают о возможном увеличении посадочных мест. «Пока сложно сказать, имеет ли смысл барам и пабам как-либо расширяться в надежде принять как можно больше гостей. Прогнозировать количество болельщиков можно будет только после жеребьевки. Одно дело, если столица будет принимать болельщиков Англии, совсем другое — если Эстонии», — замечает Игорь Носенко, директор киевского паба O’Brians.

Пикап болельщика
Поскольку умение «подать» не менее важно, чем умение «приготовить», собственники отечественных спортбаров и пабов уже разрабатывают технологии привлечения клиента «на месте». Едва ли не самым популярным ходом среди респондентов «ВД» стало размещение больших информационных табло в непосредственной близости или на фасаде заведения для привлечения целевой аудитории. Так, Александр Мельников собирается закрепить возле кафе щит с картой города с указанными на ней туристическими объектами, а также своего кафе и заведений-партнеров. Андрей Станкевич сообщил «ВД» о намерении разместить на фасаде календарь, на котором будет самая свежая информация об изменениях в турнирной таблице по результатам последних матчей. По задумке игроков, остановившись, чтобы почерпнуть информацию, потенциальный клиент не преминет заглянуть в само заведение.

Ольга Насонова же считает, что для привлечения клиента «на месте» хороши также большие растяжки со специальными предложениями заведения и раздача флаеров в непосредственной близости к заведению  — иностранные гости, как правило, хорошо реагируют на такой вид рекламы.

По словам эксперта, обязательным для привлечения иностранных туристов следует считать размещение на входе в заведение информации о меню с ценами. «Дело в том, что для европейца ознакомление с меню перед входом — привычная практика и скорее вызовет у туриста доверие к заведению. Сам же фасад при выборе пивной не будет играть решающей роли. В то же время для туристов из СНГ внешний вид заведения — важный фактор выбора. У нас принято считать, что за неприглядной дверью не могут вкусно готовить»,  — объясняет г-жа Насонова.

Анатолий Мошкович, руководитель проектов компании «СИД-Консалтинг групп» (ресторанный консалтинг и управление ресторанными проектами), советует заранее рассмотреть возможность разработки партнерских программ с отелями, гостиницами, хостелами, транспортными агентствами по перевозке туристов, туристическими компаниями и пр. «Обычно партнерские программы в состоянии привлекать 10-15% и более гостевой аудитории». С  коллегой согласна и Ольга Насонова. «Туристы, как правило, буквально «выгребают» всевозможные информационные буклеты и рекламные листовки со стоек в гостиницах, поэтому работа с гостиницами для пивных заведений — одно из приоритетных направлений. Стоит также рассмотреть возможность предоставления скидок по билетам на матчи»,  — советует эксперт еще один канал привлечения клиентов.

Эксперты не советуют поднимать цены на меню в период чемпионата, подобно тому, как это планируют хозяева хостелов (подробнее — см. «Выгоды гостеприимства», «ВД» №37 с. г.), поскольку это может отпугнуть постоянных посетителей, которые впредь будут считать заведение слишком дорогим.

Впрочем, несмотря на все старания, самый большой куш все равно сорвут спортбары и пабы в центрах больших городов, а также в непосредственной близости от стадионов, ведь именно месторасположение станет главным фактором выбора подобного заведения  — уверены эксперты. И, тем не менее, Ольга Насонова предлагает рецепт успеха и для «отдаленных» пивных. «Очевидно, что во время проведения чемпионата стоит ожидать ажиотажа вокруг футбольного действа. А это значит, что футболом вдруг заинтересуются даже те, кто раньше не болел и на стадион не ходил. Этим могут воспользоваться даже пивные в спальных районах. Все, что нужно — это поставить в заведении экран», — резюмирует эксперт.

Топ-5 рекомендаций владельцам спорт-баров и пабов:
— обеспечить трансляцию футбольных матчей на экранах;
— включить в меню украинские блюда;
— пригласить официантов, владеющих английским;
— разработать партнерские программы с отелями, службами такси и пр.;
— продавать в заведении футбольную атрибутику, сувениры.


Дитер Фенз, генеральный директор Vienna Marriott Hotel, Champions Sports Bar & Restaurant (Вена, Австрия)
— Проведение матчей футбольного чемпионата в городе — хороший шанс заработать для местных спортбаров и пабов. Наш спортбар был неизменно заполнен в дни игр, и доход в такие дни в четыре раза превышал стандартный для нашего заведения. Следует помнить, что вам придется иметь дело с болельщиками из разных стран, а все они должны чувствовать свою важность, поэтому атмосфера в пабе обязательно должна быть дружелюбной и неконфликтной, чтобы у болельщика было желание вернуться к вам посмотреть и следующую игру. Для создания такой атмосферы мы, в частности, украшали залы всевозможной футбольной атрибутикой стран-участниц, это также помогает создать праздничное настроение. Еще одна неплохая идея — разработать специальные «европредложения» в меню: например, напиток плюс блюдо, желательно национальное.